Пошаговая инструкция
получить консультацию юриста
Дата редактирования: 21.01.2024

Пошаговая инструкция по ликвидации ООО

В пошаговой инструкции ниже разберем способы закрыть бизнес в России без штрафов, уголовной ответственности или имущественных проблем у учредителей. К нам вы можете обратиться даже в случае сложных ситуаций:

Пошаговая инструкция ликвидации ООО

Если закрываете фирму без долгов в Москве в упрощенном порядке, то должны просто:

Самостоятельно не придется взаимодействовать с кредиторами, вестниками для публикации объявлений, бухгалтерами для составления балансов. По сути, налоговая все сделает за вас.
Добровольная ликвидация подразумевает более длительную процедуру (в том числе и связанную с «выжидательным сроком» для предъявления требований кредиторов). В результате сроки закрытия бизнеса в Москве могут растягиваться до 1 года.

Давайте разберем основные стадии, которые нужно будет пройти для того, чтобы закрыть бизнес в России и начать жизнь «с чистого листа».

ОТЗЫВЫ НАШИХ КЛИЕНТОВ

Этапы ликвидации ООО

Основные стадии добровольной ликвидации в общем (не упрощенном!) порядке:

  1. Созвать событие учредителей и принять единогласное решение о ликвидации бизнеса. Обязательно составляется протокол по установленной форме, чтобы в будущем нельзя было оспорить решение о закрытии фирмы (к примеру, в случае появления претензий у одного из учредителей / собственников).
  2. Направить уведомление в налоговую. Форма № Р15016.
  3. Разместить в СМИ уведомления о том, что уходите в ликвидацию. На основе информации кредиторы вправе предъявлять требования (формируется очередь).
  4. Составить ПЛБ – «промежутку», промежуточный ликвидационный баланс. В ФНС его подавать не нужно, но органы вправе затребовать документ на практике (если столкнулись с тем, что налоговая требует промежуточный ликвидационный баланс, обратитесь к юристам).
  5. Составить и утвердить окончательный ликвидационный баланс (ОЛБ), в котором указываете основные выплаты, сводите «дебит с кредитом». Для того чтобы минимизировать риск ошибок, стоит обязательно обратиться к опытным бухгалтерам.
  6. Снять компанию с учета и получить документы в подтверждение того, что бизнеса больше не существует.

Обратите внимание! Перед тем как вступать в ликвидацию (добровольную, через продажу, через банкротство или в упрощенном порядке), стоит как минимум проверить:

Зачастую до ухода в ликвидации целесообразно заказать финансовый / бухгалтерский аудит. На его основе вы подадите уточненные декларации и / или отчеты.

Поверьте: гораздо лучше, когда вы сами найдете и исправите ошибки, нежели их «поднимет» инспектор. Во втором случае существует риск столкнуться с серьезными штрафными санкциями. Лучше заплатить 15 000 рублей за аудит, чем отдавать 150 000 с пенями + еще столько же штрафа.

Пошаговая инструкция, как самостоятельно закрыть предприятие сегодня (общая процедура), ниже.

Почему обращаются к нам?
Выиграли 98% дел

Наша команда адвокатов добилась положительного результата в 98% судебных процессов

Честность с клиентами

Мы не возьмемся за дело, если поймем, что оно бесперспективное, а также сообщим вам об этом уже на первой консультации

Высокая скорость работы

Мы оказываем правовую помощь быстро и без ущерба качеству

Иски, которые приносят результат

Используем индивидуально составленные и убедительные иски, ведь шаблоны не учитывают все юридические нюансы и могут стоить вам победы в деле

Информирование клиента

Мы в обязательном порядке сообщаем вам о каждом нашем действии, чтобы вы понимали, на каком этапе находится ваше дело и что мы делаем в рамках договора

Сделаем все «под ключ»

Мы ведём дело до получения результата и сделаем все за вас — вам нужно лишь предоставить необходимые документы и ответить на вопросы адвоката

Возможность поэтапной оплаты

Оплату наших услуг можно сделать 4 платежами, которые выплачиваются равными частями по 25%

Компенсация 100% расходов на адвоката

В 90% случаев суд взыскивает всю сумму средств, уплаченных за нашу работу, и лишь в 10% случаев незначительно ее уменьшает

Работаем по всей территории России

Можем заключить с вами договор дистанционно по email, а также представлять ваши интересы в суде по видеосвязи

Шаг №1. Принять решение о ликвидации

Когда собственник один (он же учредитель и генеральный директор, а зачастую еще и бухгалтер), ситуация одна. Нужно составить протокол и зафиксировать решение.

Если учредителей несколько, на практике возникает конфликт интересов: один хотят уходить в ликвидацию, другие не собираются закрывать бизнес. Чтобы запустить процедуру, нужно получить согласие всех учредителей.

Обратитесь к юристам, если есть проблемы:

Единой установленной формы того, каким должен быть протокол ликвидации общества, нет. Но существуют ключевые моменты, которые должны быть отражены в документе:

В причинах закрытия бизнеса стоит указывать что-то вроде «отсутствие деятельности« или другие формальные основания.

Шаг №2. Направить заявление в ФНС

Форма N Р15016, форма по КНД 1111521.

В течение 3-х дней после принятия решения обязательно уведомляем ФНС! Сделать это можно:

Обратите внимание, что вариант с «директор = ликвидатор» как минимум проще по той причине, что не придется оформлять дополнительную эцп.

Заявление по форме N Р15016 сейчас подается впервые. С заполнением все достаточно просто, проблем быть не должно. В пункте «Причина представления заявления (уведомления)» необходимо выбрать «3». На данном этапе мы уведомления ФНС, что вступаем в ликвидацию. В будущем необходимо будет подать N Р15016 еще 2 раза как минимум, но причины будут изменяться на «4» (ликвидационный баланс) или «7» (завершение). В случае «внештатных ситуаций» придется подавать N Р15016:

Если не успели подать заявление в течение 3-х дней после принятия решения, можете получить штраф. Его размер – 5 000 рублей для должностного лица. Соответствующую санкцию предусматривает ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Отдельно направлять уведомления в ПФР, ФСС, таможенные службы и другие не нужно. В рамках межгосударственного взаимодействия налоговая сама уведомит остальные государственные органы.

Все они будут проводить проверку на предмет задолженности юрлица и потенциального нарушения законодательства.

Как мы работаем

Шаг №3. Разместить объявление о ликвидации в СМИ

В течение 3-х дней нужно разместить информацию о закрытии бизнеса в https://fedresurs.ru/ (Едином Федресурсе).

Если не сделаете это, в закрытии фирмы откажут + еще и дадут штраф должностному лицу на сумму до 10 000 рублей (санкция ч. 6-7 ст. 14.25 КоАП РФ).

Разместить объявление о закрытии бизнеса нужны в издании «Вестник госрегистрации». Стоимость зависит от размера сообщения, но ориентироваться необходимо на 2000–4000 рублей.

На сайте «Вестника» (https://www.vestnik-gosreg.ru/) нужно пройти регистрацию и заполнить данные. Издание выходят 1 раз в неделю, в нем отображаются юридические важные сведения о бизнесе.

Чтобы опубликоваться в «Вестнике», нужно предоставить:

Размещение можно оплатить как с р/с компании, так и с личной банковской карты. Также возможно внесение средств наличными.

Именно с момента размещения (официальной публикации в издании) начинает идти срок предъявления требований кредиторов. В течение 2-х месяцев нужно ждать. Законодательство не позволяет уменьшить сроки, с чем во многом и связана длительная процедура добровольной ликвидации бизнеса в общем порядке.

Шаг №4. Уведомить кредиторов

Публикация в «Вестнике» как раз и считается вариантом уведомить контрагентов. Но дополнительно стоит разослать потенциальным кредиторам письма с уведомлением о вручении.

В числе кредиторов могут быть:

Естественно, кредиторы могут появляться и сами: они видят публикацию в «Вестнике» и заявляют о наличии требований (т.е. указывают, что предприятие им что-то должно). Все требования кредиторов необходимо учитывать при составлении промежуточного ликвидационного баланса. Если у бизнеса долги крупные, то происходит процедура банкротства с назначением арбитражного / конкурсного управляющего. Она отличается порядком и особенностями проведения.

Адвокатсткое объединение
«ЗАО ПРАВОВЫЕ РЕШЕНИЯ» в цифрах:

18+

лет судебной практики

2016 год

год основания компании

98%

выигранных дел

1000+

судебных процессов позади

    Шаг №5. Уволить работников

    Здесь важно понимать: при увольнении со сокращению штата бизнес терпит дополнительные ограничения и убытки:

    Часто предлагают «разойтись» по собственному желанию. Тех, кого такой вариант не устраивает (к примеру, находящиеся в декрете), будут уволены в связи с ликвидацией организации.
    На руки наниматель обязан выдать:

    В ФНС Москвы нужно отчитаться по страховым взносам, ПСФ и 6-НДФЛ. В Социальный фонд предоставляют форму ЕФС-1.

    Пока при увольнении наниматель обязан просто подать отчеты. В течение 15 дней необходимо уплатить все налоги и обязательные взносы.

    Бухгалтеры и аудиторы, который не первый год работают с отчетностью при ликвидации, рекомендуют запрашивать у налоговой и СФР сверки. Это позволит убедиться в том, что вы уплатили все обязательные взносы и не имеете долгов перед ФНС и соцфондом.

    Шаг №6. Рассчитаться с кредиторами

    Закрыть общество можно будет только после того, как соблюдены интересы всех кредиторов. В данном случае возможны варианты:

    Снимать кассу с учета (если она была в связи с осуществлением деятельности предприятия) необязательно. В случае закрытия бизнеса налоговые органы делают это сами, а вы экономите время.

    Получите бесплатную поддержку специалиста

      Согласен с обработкой
      персональных данных

      Елизавета Аксенова

      Руководитель направления сопровождения клиентов

      Шаг №7. Подать окончательный (итоговый) ликвидационный баланс в налоговую

      После удовлетворения требований кредиторов и соблюдения всех сроков заполняют заявление N Р15016 с выбором причины «4» (ликв. баланс). Обратите внимание, что речь именно об окончательном! Но на практике часто происходит так, что налоговые органы просят предоставить и промежуточный.

      Утвержденной формы бухгалтерского баланса нет. Но есть приблизительный образец с указанием основных моментов:

      Вы можете обратиться в бухгалтерские фирмы с запросом составить подобные отчеты (балансы).

      Шаг №8. Направить документы для закрытия фирмы в налоговую

      В данном случае опять заполняем форму N Р15016, но уже с указанием причины «7» (завершение). В налоговой попросят предоставить:

      Шаг №9. Дождаться решения о ликвидации и снятия с учета

      Если все в порядке, через 5 дней после подачи пакета документов налоговая принимает решение об исключении из Реестра.

      Результаты, подтверждающие закрытие бизнеса в России:

      Выписку могут прислать по электронной почте.

      Общий срок закрытия бизнеса в Москве в 2023 году по общей процедуре – до 1 года. Но возможны случаи, когда он продлевается и увеличивается. Если вы хотите избавиться от бизнеса без нервов, дополнительных проблем и штрафов, стоит обратиться к опытным юристам.

      ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

      Задайте нам любой вопрос по оборудованию или сотрудничеству с нами. Наши менеджеры ответят вам в течении одного рабочего дня.