
Пошаговая инструкция по ликвидации ООО
В пошаговой инструкции ниже разберем способы закрыть бизнес в России без штрафов, уголовной ответственности или имущественных проблем у учредителей. К нам вы можете обратиться даже в случае сложных ситуаций:
- закрыть фирму без бухгалтерского учета и первичных документов – восстановим бухучет, подадим все необходимые уточняющие / корректирующие декларации, решим вопросы с налоговой;
- ликвидировать бизнес с долгами – разберем проблемы с кредиторами (банки, сотрудники, фонды и государственные органы), поможем на этапе реализации имущества;
- закрыть фирму с несколькими учредителями – к примеру, когда один хотят избавиться от бизнеса, а другие собираются продолжать работу;
- ликвидировать предприятие из-за рубежа – в связи с релокацией часто появляются вопросы, как закрыть бизнес удаленно, не приезжая в Россию;
- закрыть проблемную фирму – к примеру, если у бизнеса есть споры с ФСС, СФР, ФНС, ФТС, Роскомнадзором и иными государственными органами.
Пошаговая инструкция ликвидации ООО
Если закрываете фирму без долгов в Москве в упрощенном порядке, то должны просто:
- собрать собрание учредителей;
- принять решение о ликвидации (оформляется протокол);
- подать заявление по форме в налоговую;
- дождаться ликвидации.
Самостоятельно не придется взаимодействовать с кредиторами, вестниками для публикации объявлений, бухгалтерами для составления балансов. По сути, налоговая все сделает за вас.
Добровольная ликвидация подразумевает более длительную процедуру (в том числе и связанную с «выжидательным сроком» для предъявления требований кредиторов). В результате сроки закрытия бизнеса в Москве могут растягиваться до 1 года.
Давайте разберем основные стадии, которые нужно будет пройти для того, чтобы закрыть бизнес в России и начать жизнь «с чистого листа».


Этапы ликвидации ООО
Основные стадии добровольной ликвидации в общем (не упрощенном!) порядке:
- Созвать событие учредителей и принять единогласное решение о ликвидации бизнеса. Обязательно составляется протокол по установленной форме, чтобы в будущем нельзя было оспорить решение о закрытии фирмы (к примеру, в случае появления претензий у одного из учредителей / собственников).
- Направить уведомление в налоговую. Форма № Р15016.
- Разместить в СМИ уведомления о том, что уходите в ликвидацию. На основе информации кредиторы вправе предъявлять требования (формируется очередь).
- Составить ПЛБ – «промежутку», промежуточный ликвидационный баланс. В ФНС его подавать не нужно, но органы вправе затребовать документ на практике (если столкнулись с тем, что налоговая требует промежуточный ликвидационный баланс, обратитесь к юристам).
- Составить и утвердить окончательный ликвидационный баланс (ОЛБ), в котором указываете основные выплаты, сводите «дебит с кредитом». Для того чтобы минимизировать риск ошибок, стоит обязательно обратиться к опытным бухгалтерам.
- Снять компанию с учета и получить документы в подтверждение того, что бизнеса больше не существует.
Обратите внимание! Перед тем как вступать в ликвидацию (добровольную, через продажу, через банкротство или в упрощенном порядке), стоит как минимум проверить:
- что с бухгалтерией (велась ли, кем и когда, в наличии ли первичные учетных документы и бланки строгой отчетности);
- есть ли проблемы с кадрами и сотрудниками (отчетность по ним, наличием заработной платы, больничные, пособия);
- если деятельность не велась, подавали ли «нулевки» (нулевые декларации);
- как платились налоги и обязательных взносы, нет ли пеней / задолженностей / переплат;
- если есть сотрудники – подумать о том, как собираетесь увольнять их (по собственному желанию, по соглашению сторон, через сокращение штата);
- есть ли ЭЦП (электронная цифровая подпись), не придется ли продлять ее сроки уже в процессе закрытия бизнеса;
- хватит ли имущества для того, чтобы закрыть требования основных кредиторов и так далее.
Зачастую до ухода в ликвидации целесообразно заказать финансовый / бухгалтерский аудит. На его основе вы подадите уточненные декларации и / или отчеты.
Поверьте: гораздо лучше, когда вы сами найдете и исправите ошибки, нежели их «поднимет» инспектор. Во втором случае существует риск столкнуться с серьезными штрафными санкциями. Лучше заплатить 15 000 рублей за аудит, чем отдавать 150 000 с пенями + еще столько же штрафа.
Пошаговая инструкция, как самостоятельно закрыть предприятие сегодня (общая процедура), ниже.
Наша команда адвокатов добилась положительного результата в 98% судебных процессов

Мы не возьмемся за дело, если поймем, что оно бесперспективное, а также сообщим вам об этом уже на первой консультации

Мы оказываем правовую помощь быстро и без ущерба качеству

Используем индивидуально составленные и убедительные иски, ведь шаблоны не учитывают все юридические нюансы и могут стоить вам победы в деле

Мы в обязательном порядке сообщаем вам о каждом нашем действии, чтобы вы понимали, на каком этапе находится ваше дело и что мы делаем в рамках договора

Мы ведём дело до получения результата и сделаем все за вас — вам нужно лишь предоставить необходимые документы и ответить на вопросы адвоката

Оплату наших услуг можно сделать 4 платежами, которые выплачиваются равными частями по 25%

В 90% случаев суд взыскивает всю сумму средств, уплаченных за нашу работу, и лишь в 10% случаев незначительно ее уменьшает

Можем заключить с вами договор дистанционно по email, а также представлять ваши интересы в суде по видеосвязи

Шаг №1. Принять решение о ликвидации
Когда собственник один (он же учредитель и генеральный директор, а зачастую еще и бухгалтер), ситуация одна. Нужно составить протокол и зафиксировать решение.
Если учредителей несколько, на практике возникает конфликт интересов: один хотят уходить в ликвидацию, другие не собираются закрывать бизнес. Чтобы запустить процедуру, нужно получить согласие всех учредителей.
Обратитесь к юристам, если есть проблемы:
- учредитель умер, а его доля теперь непонятно как наследуется;
- учредитель не согласен подписывать решение (протокол) о ликвидации;
- учредитель находится за рубежом и не может поставить подпись в документе, а также другие.
Единой установленной формы того, каким должен быть протокол ликвидации общества, нет. Но существуют ключевые моменты, которые должны быть отражены в документе:
- согласие всех учредителей с уходом в процесс ликвидации;
- назначение ликвидатора (того, кто будет курировать процесс закрытия фирмы и взаимодействовать с кредиторами и государственными органами);
- утверждение порядка ликвидации.
В причинах закрытия бизнеса стоит указывать что-то вроде «отсутствие деятельности« или другие формальные основания.
Шаг №2. Направить заявление в ФНС
Форма N Р15016, форма по КНД 1111521.
В течение 3-х дней после принятия решения обязательно уведомляем ФНС! Сделать это можно:
- онлайн – если есть электронная цифровая подпись;
- оффлайн – в отделениях.
Обратите внимание, что вариант с «директор = ликвидатор» как минимум проще по той причине, что не придется оформлять дополнительную эцп.
Заявление по форме N Р15016 сейчас подается впервые. С заполнением все достаточно просто, проблем быть не должно. В пункте «Причина представления заявления (уведомления)» необходимо выбрать «3». На данном этапе мы уведомления ФНС, что вступаем в ликвидацию. В будущем необходимо будет подать N Р15016 еще 2 раза как минимум, но причины будут изменяться на «4» (ликвидационный баланс) или «7» (завершение). В случае «внештатных ситуаций» придется подавать N Р15016:
- «5» – продление сроков;
- «6» – отмена решение о ликвидации.
Если не успели подать заявление в течение 3-х дней после принятия решения, можете получить штраф. Его размер – 5 000 рублей для должностного лица. Соответствующую санкцию предусматривает ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Отдельно направлять уведомления в ПФР, ФСС, таможенные службы и другие не нужно. В рамках межгосударственного взаимодействия налоговая сама уведомит остальные государственные органы.
Все они будут проводить проверку на предмет задолженности юрлица и потенциального нарушения законодательства.
Шаг №3. Разместить объявление о ликвидации в СМИ
В течение 3-х дней нужно разместить информацию о закрытии бизнеса в https://fedresurs.ru/ (Едином Федресурсе).
Если не сделаете это, в закрытии фирмы откажут + еще и дадут штраф должностному лицу на сумму до 10 000 рублей (санкция ч. 6-7 ст. 14.25 КоАП РФ).
Разместить объявление о закрытии бизнеса нужны в издании «Вестник госрегистрации». Стоимость зависит от размера сообщения, но ориентироваться необходимо на 2000–4000 рублей.
На сайте «Вестника» (https://www.vestnik-gosreg.ru/) нужно пройти регистрацию и заполнить данные. Издание выходят 1 раз в неделю, в нем отображаются юридические важные сведения о бизнесе.
Чтобы опубликоваться в «Вестнике», нужно предоставить:
- копию выписки (листа) из ЕГРЮЛ с отметкой о начале ликвидации;
- сопроводительное письмо;
- доверенность на имя издания.
Размещение можно оплатить как с р/с компании, так и с личной банковской карты. Также возможно внесение средств наличными.
Именно с момента размещения (официальной публикации в издании) начинает идти срок предъявления требований кредиторов. В течение 2-х месяцев нужно ждать. Законодательство не позволяет уменьшить сроки, с чем во многом и связана длительная процедура добровольной ликвидации бизнеса в общем порядке.
Шаг №4. Уведомить кредиторов
Публикация в «Вестнике» как раз и считается вариантом уведомить контрагентов. Но дополнительно стоит разослать потенциальным кредиторам письма с уведомлением о вручении.
В числе кредиторов могут быть:
- банки и финансовые организации (как правило, у них есть специальный отдел, который следит за уходом компаний в ликвидацию и соблюдением интересов учреждения);
- арендодатели коммерческой недвижимости (офисы);
- управляющие компании (оплата коммунальных услуг);
- поставщики, производители (кому мы должны деньги);
- клиенты / заказчики, от которых получили предоплату, но которым не оказали услуги / доставили товар и так далее.
Естественно, кредиторы могут появляться и сами: они видят публикацию в «Вестнике» и заявляют о наличии требований (т.е. указывают, что предприятие им что-то должно). Все требования кредиторов необходимо учитывать при составлении промежуточного ликвидационного баланса. Если у бизнеса долги крупные, то происходит процедура банкротства с назначением арбитражного / конкурсного управляющего. Она отличается порядком и особенностями проведения.
«ЗАО ПРАВОВЫЕ РЕШЕНИЯ» в цифрах:
18+
лет судебной практики2016 год
год основания компании98%
выигранных дел1000+
судебных процессов позади
Шаг №5. Уволить работников
Здесь важно понимать: при увольнении со сокращению штата бизнес терпит дополнительные ограничения и убытки:
- нужно предупреждать работников минимум за 2 месяца;
- необходимо выплачивать пособие и так далее.
Часто предлагают «разойтись» по собственному желанию. Тех, кого такой вариант не устраивает (к примеру, находящиеся в декрете), будут уволены в связи с ликвидацией организации.
На руки наниматель обязан выдать:
- трудовую с заполненными сведениями СТД-Р;
- справку о доходах и НДФЛ за год;
- персонифицированные сведения о физлицах за последний месяц;
- выписку 3 РСВ (расчет по страховым взносам) за квартал.
- выписку из ЕФС-1 (единая форма сведений) с подразделом 1.2 «Сведения о страховом стаже».
В ФНС Москвы нужно отчитаться по страховым взносам, ПСФ и 6-НДФЛ. В Социальный фонд предоставляют форму ЕФС-1.
Пока при увольнении наниматель обязан просто подать отчеты. В течение 15 дней необходимо уплатить все налоги и обязательные взносы.
Бухгалтеры и аудиторы, который не первый год работают с отчетностью при ликвидации, рекомендуют запрашивать у налоговой и СФР сверки. Это позволит убедиться в том, что вы уплатили все обязательные взносы и не имеете долгов перед ФНС и соцфондом.
Шаг №6. Рассчитаться с кредиторами
Закрыть общество можно будет только после того, как соблюдены интересы всех кредиторов. В данном случае возможны варианты:
- денег на расчетном счете достаточно – вы просто перечисляете средства всем, кому должны;
- денег на р/с не хватает – ликвидатор запускает процедуру продажи имущества с торгов;
- денег вообще нет, долги висят, имущества не хватает – стартует процедура банкротства.
Снимать кассу с учета (если она была в связи с осуществлением деятельности предприятия) необязательно. В случае закрытия бизнеса налоговые органы делают это сами, а вы экономите время.
Елизавета Аксенова
Руководитель направления сопровождения клиентовШаг №7. Подать окончательный (итоговый) ликвидационный баланс в налоговую
После удовлетворения требований кредиторов и соблюдения всех сроков заполняют заявление N Р15016 с выбором причины «4» (ликв. баланс). Обратите внимание, что речь именно об окончательном! Но на практике часто происходит так, что налоговые органы просят предоставить и промежуточный.
Утвержденной формы бухгалтерского баланса нет. Но есть приблизительный образец с указанием основных моментов:
- дата баланса;
- наименование организации, коды ИНН, ОКПО и другие регистрационные сведения;
- вид деятельности;
- юридический адрес;
- состояние активов (на дату ликвидации, за прошлый год, а также за год до этого);
- состояние пассивов, а также другие.
Вы можете обратиться в бухгалтерские фирмы с запросом составить подобные отчеты (балансы).
Шаг №8. Направить документы для закрытия фирмы в налоговую
В данном случае опять заполняем форму N Р15016, но уже с указанием причины «7» (завершение). В налоговой попросят предоставить:
- ОЛБ;
- отчеты за прошлые налоговые периоды;
- квитанцию об уплате государственной пошлины 800 рублей (при эл. подаче не нужна).
Шаг №9. Дождаться решения о ликвидации и снятия с учета
Если все в порядке, через 5 дней после подачи пакета документов налоговая принимает решение об исключении из Реестра.
Результаты, подтверждающие закрытие бизнеса в России:
- лист записи в ЕГРЮЛ;
- уведомление о снятии с учета.
Выписку могут прислать по электронной почте.
Общий срок закрытия бизнеса в Москве в 2023 году по общей процедуре – до 1 года. Но возможны случаи, когда он продлевается и увеличивается. Если вы хотите избавиться от бизнеса без нервов, дополнительных проблем и штрафов, стоит обратиться к опытным юристам.
Задайте нам любой вопрос по оборудованию или сотрудничеству с нами. Наши менеджеры ответят вам в течении одного рабочего дня.
